Иван Попов

В поисках будущего человека

 

Обстоятельства сложились так, что к детальному изучению соционики меня подтолкнули проблемы не психологии, но футурологии – области, на первый взгляд, довольно далекой от соционики. Тогда (было это в 2003 г.) я интересовался эволюцией психики человека в ходе истории. Наткнувшись случайно на краткое изложение типологии Аушры в работах С.Б.Переслегина, по первому впечатлению я решил, что сенсорика и этика – базисные, "низшие", биологически укорененные функции, а логика и интуиция – "высшие", или надстроечные, и их "удельный вес" в психической жизни людей (и обществ в целом) растет по мере культурного и технологического развития.

Это была, конечно, ошибка – хотя и простительная: взгляд этот широко популярен среди социоников. Уже потом, ознакомившись с работами В. Гуленко о чередовании квадр в истории, я сумел привязать эту теоретическую схему к новой истории цивилизации Зпадной Европы и (как следствие) сделать некоторые выводы насчет ее среднесрочного будущего. Наконец, спустившись на уровень этологии, увидел биологический (точнее, социобиологический) базис якобы "высших" функций логики и интуиции; для логики таким базисом оказались сигналы, регулирующие социальное поведение, а для интуиции – составление сложных моделей поведения других индивидов ("theory of mind") и оперирование произвольными символами (в т.ч. языковыми знаками). Одна из базисных, примитивных форм интуиции – это символьное магическое мышление: произвольные смысловые связи типа "А является сутью (символом, представлением) Б" и "А вытекает (следует) из Б". Это – основа любого верования и религии, без которых не обходится ни одно общество и ни одна культура, в т.ч. самые примитивные и "приземленные" (по расхожему мнению).

А что тогда меняется в истории? Меняется культурное наполнение. Информация, модели поведения становятся разнообразнее и сложнее – и не только по логике и интуиции, а по всем функциям. Взять хоть разнообразие вещей, разнообразие выражений эмоционального отношения – они растут по мере развития цивилизации; множатся условности культуры. На это накладываются длинные квадральные циклы доминирования социальных действий и отношений разных квадр. Но сейчас речь пойдет о поступательной составляющей исторического процесса и о связанных с ней изменениях психологии людей.

* 1 *

На усложнение социальной и информационной среды психика должна как-то реагировать. Тем более в "продвинутых" цивилизациях, где сложность среды заведомо выходит за рамки нормы, к которой человек приспособлялся в ходе эволюции. Ведь сложность цивилизации может возрасти скачком за считанные поколения, биологическая же эволюция работает на порядки медленнее. Но под действием среды организм (в т.ч. мозг) может претерпеть модификации, не затрагивающие собственно генотип; они суть изменения нормы онтогенеза в новой среде. Пример модификации в биологии – правило Аллена, согласно которому у животных, рожденных и развившихся в более холодных условиях, выступающие части тела (уши, хвост) вырастают относительно короче, а при развитии в более теплой среде – длиннее (смысл такой модификации – снижение потерь тепла; эти изменения растягиваются на несколько поколений, не затрагивая генотип).

В какую сторону могут идти такие психические модификации у человека, растущего в слишком сложной среде? В первую очередь, сложность – это нагрузка на т.наз. исполнительную систему мозга, отвечающую за действия в новых условиях и в сложных задачах. Исполнительная система мозга физически локализована в префронтальной коре, точнее – в дорсолатеральной ПФК. Я уже показал, что эта система в терминах соционики обеспечивает работу высших размерностей соционических функций, являясь своеобразным усилителем, делающим их гибче и мощнее. Итак, информационная сложность среды – это прежде всего нагрузка на этот усилитель, на исполнительную систему (ИС).

Также, сложность и интенсивность социальных взаимодействий приводит к росту нагрузки на т.наз. default network (DN). Это сеть из нескольких участков мозга, выполняющая двойную функцию. Во-первых, ее составляющие обрабатывают социальные сигналы, строят из них модели сознания других людей (theory of mind) и социальной ситуации в целом. Во-вторых, DN активируется в состоянии расслабленного бодрствования, когда человек не "завязан" на конкретные внешние задачи/объекты, а спонтанно размышляет над чем захочет. Активность DN – это поток спонтанных мыслей в сознании (в т.ч. пассивное воображение, мысли о будущем, воспоминания прошлого), а также оценка и/или принятие точки зрения других людей. Я уже показал, что DN в целом соотносится с базисом соционической интуиции, но ее активность надо рассматривать, как признак не социотипа, а интуитивного подтипа.

Интенсивная работа как DN, так и ИС префронтальной коры ведет к усилению взаимодействия удаленных зон коры и к параллельному подавлению влияния подкорковых систем на кору. (В норме взаимодействие удаленных зон коры ограничивается базальной холинергической системой переднего мозга; она активирует тормозные M-рецепторы пирамидальных нейронов, тормозя таким образом корко-корковые взаимодействия. Пример – базальное ядро Мейнерта, активность которого ограничивает взаимодействие ассоциативной сенсорной коры с более "высшими" отделами мозга и таким образом ограничивает "домысливание" сенсорного образа со стороны высших зон.) Усиление корковых процессов и подавление подкорковых можно истолковать и как усиление информационной составляющей психики и ослабление энергетической (в т.ч. ослабление невербальной "яркости" поведения и общения) – тенденция, отмеченная, к примеру, В.Гуленко.

Кстати, исполнительная система префронтальной коры структурно является одним из компонентов сети DN. Так что здесь можно говорить о прогрессирующей (гипер)активности сразу всего комплекса ИС/DN.

Эта гиперактивность приводит к сильной концентрации ресурсов психики под управлением ИС. Условно говоря, разные системы мозга, в норме (при низкой активности ИС) решающие свои специфические задачи, будут либо поставлены под контроль DN и перенацелены на те задачи, которые ИС сочтет важными, либо будут лишены части своих ресурсов (в первую очередь – активации со стороны подкорки). В итоге психика станет менее равновесной: возрастет количество недоактивированных либо "перенацеленных" систем и – как следствие – количество слабых мест, недоступных (в нормальном состоянии сознания) ресурсов психики, вплоть до серьезных нарушений (афазий). Но в своем сильном режиме такая психика будет демонстрировать очень высокие способности, в сложных ситуациях по сильным функциям будет справляться очень легко, а также будет обладать прямо-таки неудержимой тягой к действию (за счет подавления альтернативных режимов).

Сильно однобокой такая психика будет и в сугубо соционическом смысле, поскольку гиперактивный ИС оставит маломерным функциям очень мало ресурсов (по сравнению со случаем слабо- либо умеренно активного ИС). В итоге по сильным блокам психики будем иметь зацикливание либо даже сверхспособности – и, параллельно тому, неспособность к работе по слабым блокам и функциям.

Как следствие, более однобокими индивиды будут и в социальном плане, поскольку типы социального действия привязаны к соционическим функциям. Проблемы с социализацией такой "несбалансированной" психики возникают из-за того, что очень большой процент действий других людей, имеющих вполне здравый и социально оправданный смысл, будут казаться бессмысленными либо даже откровенно вредными. Да и все общество, с его неизбежным разнообразием типов людей и социальных действий, будет казаться такому человеку чем-то заведомо неправильным; возникнет огромное желание "исправить" его, – то есть (внимание!!!), сделать его так же однобоким, как и психика нашего "передавленного" информационной сложностью человека. Тем более, сильный режим затягивает в себя почти все его социальные действия и стремления...

Оговоримся: типичная человеческая психика асимметрична в принципе, хотя бы из-за существования разных психотипов (в т.ч. соционических). Так что в норме асимметричны и собственные социальные действия, и оценка чужих действий. Но дело именно в норме – и в выходе за ее рамки в случае акцентуированной, сильно перекошенной психики. Все дело в предположенном механизме приспособления (модификации) психики к сложности среды. В простой среде нагрузка на "многомерную" ИС низка, да и социальные действия особой сложностью не отличаются. Но по мере роста сложности включается механизм модификации, ИС/DN становятся активнее, перетягивают на себя все больше ресурсов психики, делая ее более неравновесной (в среднем по популяции). Оттуда – рост непонимания и асоциальности, пусть не обязательно в буйной форме, но обязательно – в когнитивной, в виде непризнания значительной части социальных действий правильными и правомерными.

Парадокс ситуации состоит в том, что причиной всех этих модификаций является стремление индивида быть социальным, соответствовать обществу, точнее, его усложнившимся кодам поведения, общения и культуры. И на начальном этапе, пока процесс еще не зашел слишком далеко, социальность в самом деле растет, люди справляются лучше. Но в итоге (несколько поколений после достижения какого-то предела) социальность переходит в свою противоположность – вследствие разбалансировки и перекоса психики людей в разных сторонах...

Ситуацию усугубляет то, что растущие способности по сильным режимам толкают людей к внедрению в обществе более сложных смыслов и кодов поведения, – то есть к дальнейшему усложнению среды и, как следствие, к усилению модификаций и росту однобокости типичной психики.

* 2 *

Сказанное выше – теория (или пусть скромнее – гипотеза) модификации психики под действием усложняющейся среды. Вопрос: как она проявляется на практике, в окружающем нас обществе? Можно ли найти и увидеть ее следствия? Как это часто происходит в социальных науках, следствия становятся видимыми только если наш взгляд вооружен соответствующей теоретической концепцией (пусть и не "единственно верной"). Без концепции это всего лишь россыпь фактов, которых можно толковать и объяснять по-разному, приписывать их действию самых разных факторов. Наша же концепция внезапно утверждает, что фактор-то на самом деле один – описанная выше "модификация сложностью".

Итак:

* 3 *

Итак, вследствие информационного усложнения среды психика человека становится (в среднем) более "перекошенной", неравновесной, зацикленной на демонстрацию своих сильных функций, порой полностью неспособной понимать социальные действия по слабым функциям и блокам (в т.ч., понимать смысл демонстраций сильных функций других людей). И это вызывает в обществе реальные и очень неприятные проблемы. Более того, анализ выявил ведущее противоречие процесса, причем в явной ТРИЗ-форме:

Теперь попытаемся найти путь к разрешению этого противоречия.

Сразу видно, что если пустить ситуацию на самотек, противоречие устранится само собой – правда, ценой цивилизационной катастрофы (или по С.Переслегину – первичного упрощения). Механизм прост и ясен: усложнившаяся сверх меры цивилизация уничтожает свой человеческий материал, производя все больше асоциалов, раздробляя единый "тоннель реальности" на множество слабо связанных друг с другом тоннельчиков и субкультур. Это – суть смешения языков из сценария развала Вавилонской башни. На первый взгляд здесь имеем очередной скачок сложности – ведь "тоннелей реальности" и культурных кодов становится значительно больше. Но вскоре после этого большинство из них потеряют свой смысл и перестанут существовать, а уцелевшие резко упростятся. Почему? А потому что сложность культурных кодов имеет прежде всего коммуникационную функцию (см. выше). Но "смешение языков" резко сужает "охват" этих самых кодов: попросту говоря, сигналы стали настолько крутыми, что их не понимает почти никто – кроме самого отправителя и (если повезет) его ближающего окружения... То есть, сигнал скачком теряет всю свою эффективность, ради которой он усложнялся! Пусть даже он гениален (теория, или произведение искусства) – какого толку, если никто не может (или не хочет!) его расшифровать?.. В этой точке может возникнуть нечто вообще невообразимое – гигантская свалка шедевров, по которой бредут разрозненные кучки творцов и ценителей, ища что-то свое, непонятное другим. А уцелеют в этих условиях те коды, смыслы и "тоннели реальности", которые сумеют сохранить свою универсальность, простоту и социальный охват. Кстати, прекрасный исторический пример – развал античной Римской культуры: от нее, по сути, осталась лишь одна секта (христианство) и те немногие социальные отношения, которые эта секта сочла полезными для себя.

Крайне любопытно и показательно выглядит это самое противоречие с позиции этологии. Допустим, птицы в лесу додумались и создали технику звукозаписи и воспроизведения звука. Ну и начали записывать и проигрывать свои песни (разумеется, лучших певцов, ибо песня у птиц – сигнал качества и социального статуса, крутить песню середнячка или аутсайдера нет смысла). Что из этого выйдет? А вот что: коллапс популяции, либо ее распад и миграция индивидов. Почему? А потому что такая ситуация, когда с каждого дерева гремит голос доминанта, – сильнейший социальный стресс. Пусть даже птички эти ступили на стезю, как я говорил здесь, рационал-позитивизма и обеспечили каждую особь собственным проигрывателем, чтобы никто "не падал в грязь лицом". Пусть даже они научились ощущать законную гордость от того, что их звук не хуже, чем у соседей, – все равно это стресс, выход далеко за рамки видовой нормы социальных условий и социальной коммуникации. В таких условиях неизбежен перекос в поведении птиц – к примеру, всю свою энергию они начнут тратить на то, чтобы раздобыть новейший проигрыватель и новейшие "хиты", начисто забыв, к примеру, о размножении. (Кстати, социальный стресс подавляет в первую очередь инстинкт размножения. У некоторых видов даже существует особый инстинкт: при перенаселении индивиды собираются в плотные группы, предаваясь общением в гипертрофированных формах, при этом половой инстинкт подавляется. Вот какая изначальная функция "информационного общества" у животных, так сказать.) После достижения какого-то порога птицы, не выдержавшие социальный стресс, начнут покидать популяцию и селиться на новое место, потеряв все желание выебываться средствами техники.

Наверное, пример с птицами и звукозаписью кому-то кажется надуманным, но он как нельзя лучше описывает судьбу обществ, злоупотребляющих средствами культуры и техники для демонстрации качества (в этологическом смысле). Да и этология хороша тем, что можно поставить эксперимент – поместить группу птиц в вольер, записать и проигрывать их песни, и посмотреть что из этого выйдет.

Если вернуться к проблеме усложнения социальной и информационной среды, давление оной среды на психику с последующей десоциализацией людей вполне может оказаться главным спусковым механизмом окончания цивилизационных циклов – и, к сожалению, наступления "темных веков". Это пусть и очень неприятный – откат назад, первичное упрощение социума, – но хотя бы закономерный и исторически осмысленный процесс: ведь на протяжении "темных веков" человеческий материал "отходит", освобождается от груза накопившихся сверх меры информационных и культурных кодов. Можно назвать это "большим RESET'ом" цивилизации, или, как его означали в старых советских ЭВМ – сброс.

* 4 *

Естественным образом возникает вопрос: можно ли обратить данный процесс вспять? То есть, осознав побочные вредные (да что там вредные – гибельные!) эффекты чрезмерного усложнения социальной среды, общество принимает решение и осознанно упрощает себя, сбрасывает один за другим ненужные (по каким-то критериям) коды, процессы, социальные действия и отношения, с целью ослабить нагрузку на массовую психику, остановить ее модификацию и не допустить обвальную десоциализацию? (Это следовало бы назвать вторичным упрощением.)

На первый взгляд ничего не мешает такому обратному процессу, но если копнуть глубже, препятствия сразу же обнаружатся. Это те самые социальные инстинкты, которые и двигают цивилизацию по пути усложнения.

Что это за инстинкты? Я уже сказал, что одна из главных задач сложных культурных кодов, действий и отношений – это демонстрация качества и социального статуса. Условно говоря, чем "продвинутее" ведет себя человек, тем он выше в иерархии (точнее – "метит", претендует на высокое место); сложность – это, условно, звездочки на погонах демонстрирующих ее людей. И, само собой, мало кто согласится по своей воле поменять полковничьи погоны на лейтенантские. Это звучит очень несерьезно, но давайте присмотреться к практике. К примеру, упрощение информационной среды обязательно должно включить в себе "даунгрейд" системы образования: дети будут учиться меньше как по времени, так и по объему материала, охват высшего и даже среднего образования сузится. Если задуматься, сегодня образование – абсурдно долгий процесс, причем со снижающейся эффективностью (качество сегодняшних массовых студентов примерно соответствует типичному гимназисту 80-100 лет назад). "Массовое высшее образование" с точки зрения экономики вообще абсурд, т.к. оно по сути производит больше начальников, чем подчиненных. Все чаще слышны призывы к урезанию системы вузов, к возврату к массовому профессиональному образованию. Так вот, почему "прогрессивное человечество" не идет на этот шаг? А именно потому что прогрессивное! Потому что высшее и среднее образование – это примерно как старший и младший офицеры, и легче посадить майоров на капитанские и даже лейтенантские должности, чем понизить их в звании. В ту же сторону тянут систему амбиции родителей, желающих увидеть своих детей как можно "выше", и преподавателей, желающих заработать на это как можно больше, т.е. возиться с учащимися все дольше и бессмысленнее.

Примерно по той же причине оказывается нежеланным упрощение культуры (= "лишиться безценного культурого наследства", "впасть в бездуховность" и проч.) и техносферы (возврат к менее продвинутым и, что важнее для массовой психики, "морально устаревшим" моделям и образцам. Понятно, что здесь ни о какой морали не идет речь; это то же самое, если полковник назовет "морально устаревшей" должность лейтенанта). Социальные инстинкты человека противятся такому скатыванию вниз по лестнице.

(Отклонение от темы. Метафорически можно представить исторический процесс, как повышение в звании основной массы членов общества. Скажем, условный "центр масс" общества был на уровне сержанта или прапорщика, потом поднялся до уровня младших офицеров, потом – старших, и т.д. Можно и еще образнее, по солдатской лестнице "дух-черпак-дед-дембель". Конец цикла – как раз дембель, или выход из системы. Конец отклонения.)

* 5 *

Итак, информационное упрощение общества – процесс нежеланный: даже если силой обстоятельств оно и случится, общество будет считать его не решением проблем, а наоборот, регрессом. Так что проблему модификации и разбалансировки психики в сложной среде нельзя решить прямым устранением причины – сложности общества.

Попробуем подойти с другой стороны. Может ли существовать решение на уровне физиологии мозга? Допустим, что наши гипотезы верны и механизмы модификации известны. Какими способами можно подавить активность данных структур мозга (ИС/DN, либо их связи с прочими зонами коры)?

Самый простой способ – химический: блокировать работу холинэстеразы (фермент, расщепляющий молекулы ацетилхолина в синаптических щелях между нейронами). Это искусственно усилит действие базальной холинергической системы переднего мозга и подавит корко-корковые взаимодействия. Блокаторы холинэстеразы уже знакомы нейрологам и нейропатологам – правда, их действие слишком общее, просто мыслей в голове становится значительно меньше и проще. Этим способом можно разве что подавить слишком навязчивое действие сильнейших функций психики. Но асимметрия мышления при этом никуда не девается – ведь она определяется асимметрией связей исполнительного центра с прочими зонами коры. Общим химическим способом нельзя изменить эту асимметрию.

Однако можно попытаться управлять взаимодействием разных зон коры средствами электромагнитной стимуляции. К примеру, усилить слабую связь ИС с какой-нибудь функцией, совместной стимуляцией соответствующих зон. Или наоборот – ослабить сильную связь, стимулировав функциональную зону коры с другой частотой, или в противофазе. У этого метода есть свои ограничения – нужна дорогая аппаратура, да и электромагнитную стимуляцию надо ограничить короткими сеансами во времени, чтобы избежать вредных эффектов. Здесь я привожу этот пример скорее для иллюстрации – показать, что решение некоторых социальных проблем можно искать и в этом направлении. Реально применимые же методы этого класса, скорее всего, будут сложнее.

В пределе развития можно дойти даже до специализированных имплантатов в мозгу, регулирующих активность конкретных систем, усиливающих нужные связи и ослабляющих ненужные (на данный момент). Это и будет так желанный многими социониками переключатель ТИМа. Разумеется, это лишь одна из возможностей киборгизации мозга, скорее всего, не самая интересная для практики, – я просто отмечаю данную возможность. Понятно, что в обществе, состоящем из таких киборгов, социальные отношения будут строиться на других принципах – к примеру, с обязательным включением мозга в конкретный режим во время взаимодействия, или в более сложной организации, где участники, исполняющие разные роли, включены в разных режимах.

Но это, так сказать, предел техноутопии. Можно искать и более "мягкие" решения. Одна из возможностей – биологическая обратная связь, точнее, одна из ее разновидностей – neurofeedback. Метод состоит в том, что в реальном времени человеку подается информация об активности разных участков коры мозга и об их связи друг с другом (согласование активности по фазе). Эта информация, поданная в доступной визуальной форме, служит обратной связью для человека, пытающегося удержать какой-то конкретный режим работы мозга, или перейти из одного режима в другой. Таким образом может возникнуть новый вид обучения – назовем его условно нейрофизической подготовкой, в котором человек тренирует свой мозг, примерно как спортсмен отрабатывает новый комплекс движений. Сама по себе такая подготовка не дает новых знаний, но позволит на короткое время включить на полную мощность даже не слишком удобный для человека режим, и решить какую-то текущую задачу быстрее и эффективнее. (При простом обучении "делай как я" вообще не контролируется напрямую активность функций и систем мозга; обучающийся может не справиться просто потому что не может войти в нужный режим мышления, учитель же ничем не может ему помочь. Биологическая обратная связь дает обоим как раз нужную информацию о режиме работы мозга. Кстати, работа психических функций по теории Майерс-Бриггс, весьма близкой к соционике, неплохо отображается на ЭЭГ; это показал нейрофизиолог Дарио Нарди из университета Лос-Анжелеса.)

К теме нейрофизической подготовки примыкают некоторые психофизические практики восточного происхождения. Так, установлено, что во время медитации растет мощность альфа-ритма мозга. Но из нейрофизиологии также известно, что альфа-ритм выполняет роль глобального выключателя активности коры: чем мощнее он и чем лучше синхронизован по всей коре, тем меньше, условно говоря, "мыслей в голове". На первый взгляд это малозначимый курьез, но вспомним, что нам по условиям задачи требуется именно такой выключатель для подавления слишком бурного потока мыслей акцентуированных сильных функций.

Перечисленные методы нацелены на борьбу с однобокостью, с зацикливанием психики на одном режиме и с выпадением из сознания прочих возможных режимов мышления и действия, других точек взгляда на ситуацию. Общество, активно использующие эти методы, будет отличаться от знакомых нам обществ не только более эффективным взаимодействием людей и меньшим количеством неадеквата, но и самим фактом осознания управляемости социальной мотивации средствами техники. Для сравнения, нынешняя пропаганда и реклама, якобы претендующие на то же самое, спотыкаются как раз о барьер акцентуированного мышления: некоторые люди просто физически не могут рассуждать так, как рассчитывают авторы и/или заказчики пропаганды. Это и снижает значительно эффективность последней. (Кнут же с пряником по сути мотивации не меняют – они пользуются ею в самых ее универсально-топорных формах: избежать наказания и получить вознаграждение.)

Управляемость социальной мотивации описанными средствами потенциально может сделать общество абсолютно искусственным в плане балансировки типов социального действия, позволить ему менять произвольным образом количество и качество социальных отношений, в т.ч. освободиться от фиксированного исторического сценария смены квадр.

* 6 *

Наконец, рассмотрим такой вопрос: можно ли включить императив борьбы с "кризисом сложности" общества (и с его последствиями) в мировоззрение и в идеологию современных нам обществ? Если да – каким образом?

Выше я написал, что упрощение общества – процесс нежеланный не только с точки зрения "продвинутой" культуры, но и вообще с позиции здоровых социальных инстинктов (поскольку демонстрация сложных кодов действия и общения является сигналом качества особи). Но здесь возможен совершенно парадоксальный ход культуры, потому что отказ от таких демонстраций можно применить в качестве демонстрации иного, высшего уровня. Это будет, так сказать, демонстрацией недемонстративности – качества, в целом полезного, а в наше время и вовсю редкого.

Эта недемонстративность демонстрирует, кроме прочего, отсутствие одержимости по сильным режимам психики, что должно коррелировать со сбалансированностью психики по функциям (а одержимость сильной функции – с перекошенностью психики).

Такое решение культуры – не бог весть какая инновация, аналоги есть и в восточных религиях (крайний тому пример – буддизм), и в традиционном христианстве, в форме отрицания гордыни. Правда, в христианстве это гордыня перед Богом, а здесь – гордыня от того, что с "жигуля" пересел на "Лексус", а с марксизма-ленинизма – на либерализм-постструктурализм, или на что-то другое. (Да и гордыня – слишком общее понятие; во всяком случае, несложно обвинить тех же монахов в том, что гордятся отсутствием гордыни.)

Скорее всего, этот тип социального действия тоже имеет под собой этологический базис. К примеру, у крыс полный отказ от статусных сигналов уменьшает почти до нуля вероятность агрессии со стороны высокоранговых самцов. Но в западной цивилизации это наверняка обоснуют аргументами науки. К примеру, британские ученые внезапно обнаружат, что демонстративность коррелирует с массой негативных качеств, а ее отсутствие – с достоинствами характера (сейчас, наоборот, самопрезентация считается чуть ли не важнейшим достоинством человека).

Если до этого додумаются рационал-позитивистские общества, они и подойдут соответствующим способом: недемонстративности будут учить всех, появятся курсы, социальные нормы и проч.; условно говоря, все будут "недемонстрировать строем", подобно тому как сейчас потребляют и развлекаются строем, раньше – работали и воевали строем, и т.д. В практическом плане предположу, что массовым может стать монашеский образ жизни (но необязательно в этой форме). Хотя в принципе такой выверт больше подходит негативистам и негативистским обществам. Кстати, самой проблеме избыточной информационной сложности современность обязана, не в последнюю очередь, именно рационал-позитивизму. В обществах иного типа сложная наука, образование, производство, культура и т.д. такую небывалую массовость не получили бы, и кризис сложности и модификации психики прошелся бы в полной мере лишь по верхне-средним стратам общества.

Самым парадоксальным (но отнюдь не невозможным!) будет сценарий, в котором требования недемонстративности и простоты социальных действий сочетаются с длительным и "продвинутым" образованием, с инсталированием высоких требований и социальных претензий. А потом все это, к которому человек шел и стремился, ради чего потратил массу сил, – объявляется изначально неважным и лишенным глубинного смысла. То есть, неважно, что человек читал классику, что знает назубок все законы, что стал мастером спорта или умеет решать уравнение Кадомцева-Петвиашвили, – все это так, суета, людям не особо нужная, и незачем требовать от них признания (и незачем, в свою очередь, признавать в ответ их "продвинутость" и социальные претензии). На первый взгляд это худший из всех сценариев – общество тратится однновременно на поддержку всех своих сложных информационных надстроек и на их, по сути, идеологическую деактивацию. Тем не менее, он вполне возможен, с учетом огромного числа невостребованных эрзац-высшистов, которым работа на желаемых должностях вообще не светит; среди них будет запрос как раз на мировоззрение такого типа.

Гораздо интереснее и полезнее в этом плане будет смотреться борьба с "одержимостью" сильных функций – в виде множащихся фикс-идей, маний, "залипания" к любимому типу действия, зацикленности на узкие и сложные культурные коды. Здесь вспоминается фантаст А. Лазарчук, описавший в романе "Солдаты Вавилона" т.наз. кодоны – информационные вирусы, модифицирующие восприятие людей и создающие иллюзию совершенно иного мира. Зачистку психики людей, пораженных кодонами, делали профессионалы – эрмеры. Можно утверждать, разумеется, что всякое восприятие в какой-то мере искусственно и сконструировано, так что людей без кодонов в головах вообще нет (и упомянутые эрмеры тоже не исключение). Но дело, на мой взгляд, именно в одержимости, залипания, в неспособности хотя бы на время отцепиться от "любимого" кодона, думать и делать по-другому. Так вот, вполне возможно, что эрмер – одна из профессий будущего, что с этой проблемой будут бороться всерьез. Возможно, в помощь придут перечисленные выше технические средства, но наверняка будут и чисто психологические техники, основанные главным образом на разрыв шаблона и на создание когнитивного диссонанса (чтобы разрушить автоматизм психики).

В пределе развития технологии, "кодоны" должны деинсталироваться из психики с той же легкостью, как инсталируются. Это лишь кажется простым; на самом деле, создание и разрушение асоциативных связей в мозгу – два совершенно разных процесса, подчиняющиеся разным законам. Переделать имеющуюся связь несложно, но уничтожить ее без остатка – гораздо сложнее. Общество, овладевшее такими технологиями полной (и относительно безопасной) зачистки психики от "неподходящих" смыслов и социальных претензий, можно будет назвать абсолютно искусственным обществом 2-го рода.

Главная страница


Иван Попов, 2013
Hosted by uCoz